Краткий словарь терминов

АД (греч. hades) — слово, используемое в Септуагинте (греческом переводе еврейской Библии) для передачи еврейского слова «шеол» и усвоенное Новым Заветом. В Ветхом Завете шеол — мрачная подземная область, связанная с земным миром «вратами»; здесь души всех умерших людей, и добродетельных, и порочных, влачат призрачное существование, вдали от мира людей и от Бога, хотя некоторые ветхозаветные праведники и пророки надеялись на лучшую участь в будущей жизни (например, Иов 19:25—27, Пс. 16:8—11 и 17:15). Однако ко времени написания Книги Даниила в иудаизме складывается более развитая эсхатология, включающая в себя идею грядущего воскресения и суда: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2—3; см. также Ис. 26:19). В близком значении в Новом Завете (2 Петр 2:4) употреблено слово tartaros (в Синодальном переводе — «адский мрак»): это место, куда Бог поместил падших ангелов, чтобы они дожидались там Страшного суда (согласно греческой мифологии, тартар располагался еще ниже ада-Аида) . 

АДВЕНТИЗМ — теологическое учение о скором пришествии Иисуса Христа, который явится, чтобы установить свое царство и уничтожить нынешний мировой порядок. Это главный догмат различных адвентистских деноминаций, принятый и многими другими церквами. Среди адвентистов существует два течения: постмилленаристы и премилленаристы. Первые считают, что Царство Божье воплощается в ходе постепенного процесса, и ожидают пришествия Христа после того, как пройдет тысячелетие, о котором говорится в Книге Откровения (20:1—6). Вторые же возлагают мало надежд на социальный прогресс и ожидают второго пришествия до начала указанного тысячелетия; наступление Царства Божьего будет ознаменовано космической катастрофой. Большинство адвентистов принадлежит ко второму течению, причем адвентизм и премилленаризм часто отождествляются. Адвентизм основывается на буквальном толковании апокалипсисов Ветхого и Нового Завета, и прежде всего соответствующих текстов из книг Даниила, Откровения Иоанна Богослова, апокалиптических отрывков из евангелий Матфея (гл. 24), Марка (гл. 13), Луки (гл. 21). Множество произведений, относящихся к жанру апокалиптики, появились во время преследований евреев и первых христиан; вообще говоря, адвентизм усиливался в тревожные времена, так как бедствия обычно сопровождались оживлением надежд на наступление тысячелетнего Царства Христа . 

АНАФЕМА (греч. Anathema — возложенное на алтарь, жертва, принесенная божеству) — этим словом в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) был передан смысл еврейского слова «хрем», означавшего нечто отвергаемое как ненавистное Богу (Ис. Нав. 7). Вероятно, изменение семантики этого слова, которое стало означать «отлучение», связано с осуждением идолопоклонства. В Новом Завете это слово употребляется в значении осуждения или проклятия тех, кто не любит Господа (1 Кор. 16:22). В позднейшем церковном словоупотреблении «анафема» обычно подразумевает осуждение ереси и отлучение от церкви или другие наказания, налагаемые на еретиков. При этом, хотя осуждение еретических мнений может быть абсолютным, для лиц, подвергнутых анафеме, всегда остается возможность примирения с церковью . 

АНГЕЛ — сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком. В иудео-христианской традиции слово «ангел» указывает не на природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское «мал'ах», и греческое aggelos означают просто «вестник», неважно — небесный или земной. Помимо слова «мал'ах», в Ветхом Завете используется ряд других оборотов, относящихся к существам, подпадающим под разряд ангелов: «сыны Бога» (Иов 1:6), «сыны Крепкого» (Пс. 89:6), «бодрствующие» (Дан. 4:14), «могучие» (Иоил. 3:11, в Синодальном переводе — «герои»), «святые» (Зах. 14:15). Три выражения — «воинство небесное» (Втор. 17:3), «воинство Господне» (Ис. Нав. 5:14) и «воинство выспреннее на высоте» (Ис. 24:21) — предполагают организацию великого множества ангелов как небесного войска (см. также Иов 25:3). Имена двух подобных существ приводятся в Книге Даниила: Гавриил (8:16) и Михаил (10:13 и 12:1), а апокрифические книги (т.е. книги, не вошедшие в канон еврейской Библии) содержат имена и других ангелов и архангелов (т.е. верховных ангелов). В Книге Товита Рафаил выступает как один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и постоянно допущены в присутствие Бога (Тов. 12:15). В Третьей книге Ездры упомянуты Иеремиил (4:36), Салафиил (5:16) и Уриил (10:28). Многие другие имена встречаются в псевдоэпиграфической литературе, особенно в Первой книге Еноха, а также на магических папирусах и амулетах. Ветхозаветная ангелология под влиянием зороастризма обрастала фантастическими подробностями в более поздних еврейских текстах (Талмуд, мидраши и каббала) . 

АПОСТОЛ (греч. apostolos — посланник) — член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении раннехристианской церковью. Двенадцать учеников Иисуса — согласно Лк. 6:13—16, это Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков (сын Алфея), Симон Зилот, Иуда Леввей, Иуда Искариот (вместо Иуды Леввея в евангелиях Марка и Матфея упоминается Фаддей) — образовали ядро группы (Лк. 6:13; Мк. 6:7,30; Мф. 10:1—5), они проповедовали Евангелие и исцеляли больных (Мк. 6:7—13; Мф. 10:5—8). С организацией церкви к этим первоначальным служениям добавилось административное руководство (Деян 6:1—6; 15: 2, 4, 6, 22). Тогда же среди апостолов появились новые лица (Павел и Варнава), они расширили сферу миссионерской деятельности по всей Римской империи. В Новом Завете только Павел (Гал. 1:1; 1 Кор. 15:9) и Лука (Деян. 14:4, 14) свидетельствуют об этом более общем значении слова; Павел сам претендует на это звание (1 Кор. 9:1—7). Дидахе, небольшой трактат, составленный ок. 100 г. и посвященный практике христианской жизни, свидетельствует об использовании слова «апостол» для обозначения миссионеров, проповедующих среди язычников. С самого начала апостолы находились в центре христианской жизни — «проповедовании», «учении», «преломлении хлеба» и «молитвах» (Деян. 1:8; 2:42). Благодаря им учение Иисуса было передано его церкви (Мк. 4:10—12; 1 Кор. 11:23—26; 15:3—11; 2 Петр. 3:2). В списках деятелей церкви они всегда занимают первое место (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11). Вместе с пророками они сформировали основу церкви (Еф. 11:20; Откр. 21:14). В конце 1 в. их служение прекратилось, и люди, присвоившие титул апостола, клеймились как лжецы (Откр. 2:2) . 

АПОКРИФЫ. К апокрифическим в протестантизме относят некоторые относительно поздние (2—1 вв. до н.э.) библейские тексты, отсутствующие в еврейском каноне и потому не включаемые в протестантские издания Библии. Это Сусанна, Вил и Дракон, Песнь трех отроков, входящие как позднейшие дополнения в Книгу Даниила.

ПСЕВДОЭПИГРАФЫ. Некоторые библейские тексты, для вящего авторитета приписанные знаменитым библейским же деятелям, принято называть псевдоэпиграфами («ложнонадписанными»). К ним относятся Оды Соломона, Псалмы Соломона, Книга Еноха. 

БАПТИСТЫ — евангелическая деноминация, объединяющая ряд организованных церквей и являющаяся в духовном и экклесиологическом плане наследницей анабаптистов — одной из четырех диссидентских сект, возникших во времена Реформации; баптизм восходит также к евангелическим сектам более раннего периода. Тем не менее непосредственной связи между группами анабаптистов и баптистскими церквами не обнаруживается. Современные баптистские группы возникли в Англии и Америке в первой половине XVII в.; в Новом Свете они представляли собой наиболее радикальную и бескомпромиссную часть движения за независимость, породившего конгрегационалистские церкви. Начиная с 1608 г. баптисты в Англии прошли несколько стадий развития, они часто подвергались преследованиям. В 1641 г. наконец было достигнуто согласие по поводу их вероучительных принципов. Развитие баптизма в Англии протекало неравномерно, и расцвет его относится к эпохе Оливера Кромвеля .

БИБЛИЯ — книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть — Ветхий Завет. Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии. 

БИБЛЕЙСКИЙ КАНОН. Список книг, которые в той или иной религии считаются боговдохновенными и признаны священными, называется каноном. Каноны Ветхого и Нового Завета установлены гораздо позднее, чем были написаны составившие их книги. Канон еврейского Священного Писания, вероятно, был завершен во 2 в. до н.э., в эпоху Хасмонеев. Библейские книги были разбиты на три группы: «Закон», или «Пятикнижие» (Тора), составляющие квинтессенцию вероучения; «Пророки» (Невиим) — собрание исторических и пророческих книг; «Писания» (Кетувим), содержащие повествовательный материал, поэтические произведения, молитвы и афоризмы житейской мудрости. Раввины, собравшиеся в Ямнии в конце 1 в. н.э., пытались решить вопрос об исключении из канона некоторых книг, утвержденных прежде, однако все же оставили их в составе Библии. Книги Нового Завета создавались постепенно, и канонический статус приобрели значительно позднее. К середине 2 в. по рукам ходило множество христианских произведений. Помимо текстов, которые в конце концов были включены в канон, существовало множество других евангелий, деяний, посланий и апокалипсисов, сейчас называемых новозаветными апокрифами. Некоторые из них, например Евангелие Петра, содержат ядро достоверной традиции. Другие, например, Евангелие детства апостола Фомы, представляют собой народные сказки и легенды, предназначенные удовлетворить народное любопытство и заполнить пробелы в жизнеописаниях Иисуса. Еще одна группа писаний, например собрание текстов, обнаруженных в XX в. недалеко от египетского местечка Наг-Хаммади, носит гностический характер и была осуждена как еретическая. 

БОГОХУЛЬСТВО (греч. blasphemia) — любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (Лев. 24:16; Пс. 74:18; Иез. 20:27). В Новом Завете евреи обвиняли в богохульстве Христа (Мф. 9:3, 16:65; Лк. 5:21; Ин. 10:36) на том основании, что он присвоил себе атрибуты и прерогативы Бога; однако отвержение евреями Христа здесь расценивалось также как богохульство (Лк. 22:65; Деян. 13:45, 18:6, 26:11). В Новом Завете говорится об особом виде богохульства — «хуле на Духа Святого» (Мк. 3:28—29). В некоторых христианских странах богохульство ранее рассматривалось как гражданское преступление, хулиганство, нарушение общественного порядка, а если оно осуществлялось в печатном издании, приравнивалось к диффамации и клевете. В настоящее время богохульство редко преследуется в юридическом порядке. 

БРУНО, ДЖОРДАНО (Bruno, Giordano) (1548—1600) — итальянский философ, родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548 г. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 г. вступил в доминиканский орден; в 1572 г. стал священником. Обвиненный в ереси в 1576 г., бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы. В 1592 г. по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие — сначала в Венеции, а в 1593 г., после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600 г.

ВЕЛЬЗЕВУЛ, в Синодальном переводе Библии — Веельзевул, в Ветхом Завете — «Баал-зебуб» (повелитель мух), идол филистимского города Екрона; в Новом Завете — Веельзевул, хозяин дома, прозвище князя бесов, одно из имен сатаны (Мф. 10:25; 12:24; Мк. 3:22; Лк. 11:15). Оракул Веельзевула пользовался большой славой, к нему обращался царь Израиля Охозия (4 Цар. 1:2). Изменение смысла имени Веельзевула (повелитель мух стал повелителем бесов) произошло, возможно, вследствие того, что в арамейском языке, на котором говорили евреи во времена Христа, слово «зебуб» превратилось в «дебуб», что означало враждебность. 

ВОЛХВЫ — маги, первоначально — жреческая каста в древнем Иране, игравшая особенно важную роль в зороастризме эпохи династии Сасанидов (226—640). В греко-римском мире магами называли тех, кто владел оккультными науками вавилонского или иного ближневосточного происхождения, отсюда обиходное употребление слов «магия» и «маг». Волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу (Мф. 2:1-12), могли быть иудейскими или халдейскими астрологами: они «видели звезду Его на востоке». Позднейшие толкования превращают их в символ грядущего обращения язычников, а принесенные ими в дар золото, ладан и смирна становятся прообразом посвящения жизни, во всех ее проявлениях, Христу — в его полноте, человеческой и божественной. В христианском искусстве начиная с IV в. их изображали в персидских одеждах, обычно троих (по числу даров). Легенды, восходящие к VI в. и последующим векам, превращают их в трех восточных царей, носивших, согласно западной традиции, имена Каспара, Мельхиора и Бальтазара. В искусстве позднего Средневековья и Возрождения их, как правило, изображали представителями разных возрастов и рас. Мощи волхвов, долгое время хранившиеся в Милане, были перенесены в Кельн в 1164 г., где вплоть до XVIII в. рака Трех Царей привлекала паломников.

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени. Возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и др.), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже II—I вв. до н. э.). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в IX-X вв., с XII в. проникает в Европу, где астрология пользуется влиянием до сер. XVII в. и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира. Возрождение интереса к астрологии происходит после 1-й Мировой войны, феномены астрологии связываются с тонкими космическими и биокосмическими ритмами и т. п. С сер. XX в. астрология вновь приобрела популярность.

ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis — знание) — религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм — противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом. Гностический Демиург ничего общего не имеет с Демиургом (Богом-ремесленником) платоновского Тимея, который мыслится безусловно благим и творящим видимый мир в соответствии с божественным образцом. Согласно гностикам, Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Некоторые гностические секты отождествляли Демиурга с Богом еврейской религии и, соответственно, рассматривали евреев как народ, избранный, чтобы воспрепятствовать спасительной деятельности посланцев Высшего Бога . 

ДОГМАТ (греч. dogma — мнение, решение, установление) — полученная в Откровении религиозная истина, признания которой церковь требует ото всех верующих. Христианские догматы — не просто истины, выраженные в форме торжественных определений, но истины, общеобязательность которых подтверждается авторитетом церкви. Основанием для веры в эти догматы является авторитет сообщающего их в Откровении Бога, «который не обманывает и не может быть обманут». То, что епископы проповедуют как учение Христа и апостолов, обычно рассматривается как догмат, однако Римско-католическая церковь включает в число догматов и те положения, которые не были уяснены с самого начала или вызывали споры среди епископов, пока решением собора или папы не определялось, как надлежит решать данный вопрос. Под догматическим развитием обычно подразумевают дальнейшее истолкование «наследия веры» (depositum fidei), ничего не убавляющее и ничего не прибавляющее, но лишь углубляющее понимание.

ДЬЯВОЛ (греч. Diabolos — клеветник) — в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово «сатан» (сатана), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды — в 1 Пар. 21:1, Иов. 1—2 и Зах. 3:1—2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме — Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира. Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает бльшую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с «дочерьми человеческими» (1 Енох. 6-10, ср. Быт. 6:1—6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем. 2:23—24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола. В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется «бесовским князем» (Мк. 3:22), «князем мира сего» (Ин. 12:31) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2:2); он «искуситель» (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5), «веельзевул» (Мф. 12:24, 27; Лк. 11:18, 19), «враг» (Мф. 13:39), «лукавый» (Мф. 13:19; Еф. 6:16; 1 Ин. 2:14), «Велиар» (2 Кор. 6:15), «змий» (2 Кор. 11:3) или «древний змий» (Откр. 12:9), «бог века сего» (2 Кор. 4:4), «отец лжи» (Ин. 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает «Губитель») (Откр. 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор. 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души . 

ЕРЕСЬ (греч. Hairesis — выбор) — мнение, расходящееся с учением церкви; в более широком смысле — убеждения, отклоняющиеся от общепринятых. 

ИКОНА — картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почитания у христиан в православных странах. По мере развития церковной архитектуры такие изображения на Западе стали помещать над или за алтарем или в отдельных часовнях, а на Востоке — на перегородке, отделявшей алтарь от средней части церкви. Со временем эта перегородка становилась все выше и получила название иконостаса. По традиции, иконы играли очень важную роль в духовном воспитании и в религиозной жизни восточных христиан, а иконописание рассматривалось как одна из форм священнодействия. Иконы освящаются церковью и становятся священными. Почитание иконы направлено не на саму икону, а на ту божественную реальность, которая выражена через нее. На II Никейском (787 г.) и на IV Константинопольском соборах (869—870 гг.) были окончательно решены вероучительные и дисциплинарные вопросы, связанные с иконопочитанием и обсуждавшиеся в ходе иконоборческих споров.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (с лат. прощение, отпущение грехов) — согласно учению Римско-католической церкви, полный или частичный «выкуп», компенсирующий временное наказание за совершенный грех после его отпущения. Такие "выкупы" осуществлялись церковью из сокровищницы Христовых заслуг и накопившихся в ней благих деяний христианских святых. В основе учения об индульгенциях лежит принцип солидарности христиан как членов единого мистического Тела Христова и представления о церкви как о единой семье, члены которой могут поддерживать друг друга и оказывать взаимную помощь. Индульгенция может быть получена самим человеком, выполнившим определенные условия, или передана (посредством заупокойных месс) душам, пребывающим в чистилище. В Средневековье одним из способов получить индульгенцию было участие (финансовое или практическое) в каком-либо общественном деле, и Европа, с ее соборами, университетами, больницами, мостами, дорогами и портами, красноречиво иллюстрирует этот социальный аспект практики дарования индульгенций. Вместе с тем имели место злоупотребления индульгенциями, и сегодня денежные выплаты уже не могут являться условием получения индульгенции. Такими условиями остаются молитвы, дела благочестия и — для получения полной индульгенции — исповедь и приобщение Святых Тайн. 

ИНКВИЗИЦИЯ — институт Римско-католической церкви для розыска и наказания еретиков и других врагов Католической церкви. Хотя эта организация была создана в начале XIII в. для борьбы с альбигойской ересью во Франции, однако ее истоки следует усматривать в более ранних акциях средневековой церкви, направленных против еретиков, и в системе судебного расследования, использовавшейся светскими судами в Англии и Франции для изобличения преступников. Свое название инквизиция получила от лат. inquisitio — термина, обозначавшего именно такую форму судебного расследования с участием присяжных заседателей. 

В Средние века еретиком считался тот, кто продолжал пропагандировать свои взгляды или свою религиозную практику, невзирая на неоднократные увещания и вразумления со стороны священнослужителей (священников, епископов или папы), указывавших этому человеку на то, что его убеждения или практика являются ошибочными и противоречат учению, принятому церковью. В соответствии с этим определением церковь могла провозгласить кого-то еретиком лишь в том случае, если она, со своей стороны, обеспечивала выполнение ряда условий. Во-первых, церковь должна была располагать ясно сформулированным учением, касающимся спорного вопроса. Во-вторых, она должна была, при посредстве своих служителей, довести это положительное учение до сведения подозреваемого в ереси, чтобы указать ему на его заблуждения и исправить его взгляды. И, в-третьих, церковь должна была доказать, что подозреваемый пропагандировал свои ошибочные воззрения словом или делом и мог увлечь других людей на путь заблуждения. Однако на практике перечисленные условия далеко не всегда соблюдались церковью.

ИСПОВЕДЬ — в христианстве подробное исповедание грехов, совершенных после принятия крещения, канонически рукоположенному священнику с целью получения прощения. Нет достоверных свидетельств о том, что в древней церкви широко практиковалась публичная исповедь своих грехов перед другими прихожанами, однако известно, что практика чтения списка грехов кающегося постепенно вошла в церковный обиход в Северной Италии. Эту практику, как противоречащую «апостольскому правилу», решительно осудил папа Лев I Великий (ок. 400— 461 гг.), и его попечение о сохранении строгой конфиденциальности исповеди привело к тому, что последующие папы подвергали самым суровым наказаниям тех священников, которые пытались нарушить то, что впоследствии получило название «тайны исповеди». Хотя необходимость исповеди признавалась с древнейших времен, чрезвычайная строгость налагаемых епитимий побуждала многих людей откладывать исповедь до своего смертного часа. Однако под влиянием ирландских монахов и английских миссионеров на европейском континенте практика исповеди как обычного средства преодоления грехов получила достаточно широкое распространение, что подготовило решения III Латеранского собора (1179 г.), постановившего, что всякий человек, совершивший серьезный грех, должен исповедоваться не реже одного раза в год. Тем самым Католическая церковь определила срок, в течение которого верующим вменялось в обязанность совершать исповедь, однако сама эта обязанность, согласно церковному вероучению, налагается не просто церковью, но Богом, и католические теологи связывали ее с завещанной Христом апостолам властью оставлять или прощать грехи (Ин. 20:23). Протестанты в большинстве своем отрицают сакраментальный характер покаяния, хотя Лютер признавал высокую аскетическую ценность исповеди. Англиканская церковь рассматривает исповедь как таинство, однако считает ее лишь одним из многих средств обретения спасения.

КРЕЩЕНИЕ — христианское таинство. Это таинство, пророчески предвозвещенное и прообразованное в Ветхом Завете и непосредственно предуготованное крещением, совершавшимся Иоанном Предтечей, было установлено Иисусом Христом. Его собственное крещение (Мф. 3:13—17) указало на особенность этого обряда: Святая Троица, во имя которой совершается таинство крещения, таинственным образом явилась над водой. Иисус учил о необходимости крещения (Ин. 3:5), указал, как оно может осуществляться над отдельным человеком (Ин. 9:1—6), и заповедал всем принимать это таинство (Мф. 28:19). 

Обычно таинство крещения осуществляется священником, а в исключительных случаях — диаконом, однако в случае смертельной угрозы для жизни это таинство дозволяется совершать любому христианину. В 1215 г. IV Латеранский собор провозгласил действительным крещение, совершенное кем угодно, если оно было совершено надлежащим образом, т.е. с намерением «совершить то, что совершает церковь», и с использованием необходимого «вещества» (содержания) и «формы» таинства. 

МАГИЯ (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.

МИСТИКА (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. 

МИСТИЦИЗМ — умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина — разновидность интуитивизма и иррационализма.

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую тренировку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и пантеизму. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в XIV—XVI вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов (итальянская натурфилософия эпохи Возрождения и др.).

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ (экскоммуникация, анафема) — форма церковного наказания, в результате которого член церкви временно исключается из церковного общества и лишается некоторых прав, привилегий и духовных благ. В древней церкви анафеме подвергались грешники, прежде всего еретики. В Средние века епископы время от времени отлучали друг друга, однако в основном это наказание распространялось на тех, кто находился под юрисдикцией самого архиерея. К числу самых знаменитых отлучений, имевших важные исторические последствия, относятся отлучение папой Римским патриарха Михаила Керулария (1054 г.), императора Генриха IV (1076 г.) и короля Генриха VIII Английского (1533 г.). 

В настоящее время Римско-католическая церковь опирается на законы об отлучениях, сформулированные в Кодексе канонического права (1918 г.). В них различаются vitandi (тех, кого следует избегать) и tolerati (тех, кого можно терпеть). К vitandi причисляются те, кого Св. Престол отлучил индивидуально, публично и с ясной декларацией того, что их следует избегать, или те, кто поднял руку на самого папу; все прочие отлученные считаются tolerati. Отлученные обеих категорий лишаются права участвовать в церковных службах, а первые и присутствовать на них: если vitandus появится на богослужении, он должен быть изгнан либо богослужение должно быть прекращено. Все отлученные лишаются права причащаться и совершать таинства; они не могут занимать церковные должности, получать индульгенции, участвовать в выборах епископов или в богослужениях. Отлучению подвергают только за серьезные преступления, и снимается отлучение только обладающим соответствующими полномочиями архиереем через отпущение грехов, на которое раскаявшийся отлученный сохраняет право.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ — область исследований паранормальных психофизических явлений: экстрасенсорного восприятия, происходящего без участия органов чувств (телепатия, ясновидение, лозоискательство, парадиагностика и т.п.), воздействия человека на внешние физические процессы без посредства мышечных усилий (телекинез, парамедицина и т.д.) и др. Возникла в кон. XIX в. Явления, изучаемые парапсихологией, не получили удовлетворительного научного объяснения и вызывают острые дискуссии.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода, приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной греховности, унаследованной всеми людьми от Адама, основано на рассказе о грехопадении в Книге Бытия, ряде других текстов Ветхого Завета (например, Сир. 2:24) и на интерпретации этих текстов в посланиях апостола Павла (особенно Рим. 5:12—21). Желая показать универсальность и действенность искупления, осуществленного Христом в отношении всего человечества, Павел проводит прямую параллель между «ветхим» Адамом как родоначальником и главой грешного человечества и Христом, безгрешным «вторым» Адамом и главою искупленного человечества. Первый Адам положил начало царству греха и смерти («одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»), а второй Адам — царству благодати и жизни.

САДДУКЕИ — группировка, существовавшая в Палестине в период со второй половины II в. до н.э. до разрушения Храма римскими завоевателями в 70 г. н.э. Она объединяла богатых землевладельцев, купцов и иерусалимское священничество (жречество) высших рангов. Название «саддукеи» происходит от имени Цадока, первосвященника во времена Соломона, и символически выражает их доктрину, согласно которой храмовый ритуал в том виде, как он предписан Библией (Лев и Втор), и связанные с ним подробные своды, регламентирующие поведение (Писаный Закон), являются определяющим элементом еврейской национально-религиозной идентичности. Исключая период царствования Александры (76—67 гг. до н.э.), саддукеи находились у власти со второй половины правления Йоханана Гиркана (135—104 гг. до н.э.) до утраты Иудеей независимости (37 г. до н.э.). Их влияние сохранялось и при династии Ирода, и при римлянах, с которыми они иногда сотрудничали. 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (нем. Transzendental, от лат. transcendere — переходить, переступать): 1) в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое); 2) один из важнейших терминов кантовской философии. Кант употребляет его в основном в двух смыслах. В первом и главном смысле Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания (напр. «трансцендентальная эстетика» — это учение о чувственности в аспекте истолкования возможности априорного синтетического познания в этой области). Второй более традиционный во времена Канта (и своего рода шлейф его докритической философии) смысл слова «трансцендентальный» в его критических сочинениях — значит имеющий отношение к «вещам вообще» (этот аспект понятия связан с соответствующим схоластическим термином «трансценденталия»; напр. «трансцендентальная идеальность пространства» означает неприменимость пространственных определений к вещам безотносительно их данности нам). Трансцендентальное применение понятий, упускающее из виду различие между вещами для нас и вещами вообще, противопоставляется Кантом «трансцендентному» употреблению, сознательно переступающему границы возможного опыта.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ — секта, основанная в США около 1872 г. и в настоящее время действующая практически во всех странах мира. Полное название  — Общество Сторожевой башни, Библии и брошюр. Название «Свидетели Иеговы» связано с убеждением членов секты, что их основная задача — говорить (свидетельствовать) о Боге, который есть Иегова. Свидетели Иеговы утверждают, что их секта не представляет собой ни религии, ни организованной церкви, тем не менее они в высшей степени активны в пропаганде своих верований.

ФАРИСЕИ (древнеевр. «перушим» — обособившиеся) — учители еврейского Закона, действовавшие с начала II в. до н.э. и до конца I в. н.э. Изначально это было прозвище (отступники, еретики), данное им их противниками саддукеями, но впоследствии оно приобрело уважительный оттенок. Сами фарисеи называли себя мудрецами или книжниками. Фарисеи, претендовавшие на роль учителей еврейского народа, не считали себя отдельной сектой. Они вели свое происхождение от книжника Ездры, разъяснявшего народу Тору и давшему к ней толкования (Неем. 8:8). По свидетельству Нового Завета (хотя и враждебного к ним), а также Иосифа Флавия и раввинистической литературы, фарисеи пользовались у народа авторитетом, в отличие от саддукеев, поддерживаемых только священничеством и богатыми землевладельцами.

ЭЗОТЕРИКА (англ. esoterica, от греч. esotericos — внутренний): 1) совокупность понятий, учений, верований, основной смысл которых скрыт от обычных людей (профанов, простецов) и доступен лишь посвященным, прошедшим через определенные обряды и обладающим некоторой степенью познания. Эзотерические тексты — это как тексты, скрываемые от непосвященных, так и тексты, понимание которых невозможно без дополнительных знаний, «ключа», который передается только из уст в уста; 2) с конца XX в. под эзотерикой понимают в первую очередь разнообразные учения, которые возникли в новое и новейшее время на Западе с использованием религиозных представлений Востока, а также на Востоке для западной аудитории. Эзотерические учения используют понятия и терминологию индуизма (со всеми его разновидностями), буддизма (особенно дзэн), египетской религии, оккультизма, а также астрологии и др., составляя своеобразный синтез разнородных по происхождению представлений. В еще более узком смысле эзотерика употребляется как синоним наиболее популярных из этих учений — теософии Е.П. Блаватской, антропософии Р. Штейнера, агни-йоги Е.И. Шапошниковой-Рерих.

ЭДЕМ — библейское название местности в долине Евфрата, где, согласно Ветхому Завету, Бог устроил сад, в котором поселил Адама и Еву. Когда Адам и Ева пренебрегли запретом Бога и вкусили плод от древа познания добра и зла, они были изгнаны из Эдема. Еврейское слово «эден» означает наслаждение, отраду. Согласно Книге Бытия Эдемский сад орошался потоком, за его пределами разделявшимся на четыре реки (Быт. 2:10—14). Две из них обычно отождествлялись с Тигром и Евфратом, а двум другим — Фисону и Гихону — однозначного соответствия нет. В дальнейшем сад Эдема был отождествлен с раем, в котором сыны Праведного наслаждаются вечной жизнью. Это представление было усвоено христианством и исламом. 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Центр парапсихологии "TOLTECOS" 1999 © Сильнейшие экстрасенсы 2017

^ Наверх